ЧАСТНАЯ
ПСИХИАТРИЯ ОЛИГОФРЕНИИ
(ПО МКБ-10 –
РУБРИКА F
7)
Среди
различных
психоневрологических
нарушений у
детей
наиболее
часто
встречаются
врожденные
умственные
недоразвития
–
олигофрении
(от гр. oligophrenia
– малоумие; oligos
– мало, phren
– ум). Термин «олигофрения»
был
предложен
немецким
психиатром
Крепелиным
в 1915 г. Понятие «олигофрения»
(врожденное
слабоумие)
не следует
смешивать с
понятием «деменция»
(слабоумие,
приобретенное
в
результате
какого-либо
заболевания
– черепно-мозговой
травмы,
энцефалита,
эпилепсии и
т. д.). При
олигофрении
недоразвитие
интеллекта
отмечается
с детства (иногда
недоразвиты
не только
психика, но и
весь
организм), а
при
деменции
утрачивается
имевшийся
ранее
интеллект. Согласно
классификации
МКБ-10,
умственная
отсталость (рубрика
F 7)
диагностируется
на
основании
общей
оценки
способностей
человека, а
не оценки
какой-либо
одной
области или
отдельного
вида
навыков. При
этом,
учитывая
способности
человека к
социальной
зрелости и
адаптации,
принимают
во внимание
местные
микросоциальные
условия
развития, а
также
данные,
полученные
при
расспросе
родителей
или лиц,
обеспечивающих
повседневный
уход за
больными. По
данным МКБ-10
и DSM-IV,
умственная
отсталость
подразделяется
на 4 степени:
легкая
умственная
отсталость (F 70),
умеренная
умственная
отсталость (F
71), тяжелая
умственная
отсталость (F
72) и глубокая
умственная
отсталость (F
73). Для
диагностики
умственной
отсталости
в настоящее
время
используется
коофициент
интеллектуального
развития (IQ). Легкая
умственная
отсталость (IQ
50-70)
отмечается
у около 4/5 от
общего
числа
численности
умственно
отсталых
лиц. Ниже
описана
легкая
степень
олигофрении
–
дебильность
(от лат. debilitus
– слабый,
немощный). Умеренная
умственная
отсталость –
IQ 30-50.Соответствует
клинической
картине,
описанной
под
названием
имбецильность
(от лат. imbecillitas
– слабый,
незначительный). И, наконец,
выраженная
умственная
отсталость –
IQ 20-40 и
глубокая
умственная
отсталость –
IQ
менее 20
кратко
приведены в
разделе
идиотии. Следует
отметить,
что оценка
умственной
отсталости,
основанная
только на
показателях
IQ,
несколько
ограничена,
так как не
дает полной
клинической
характеристики
указанного
заболевания. По данным
диагностической
классификации
DSM-IV,
4-6% больных
страдают
глубокой и
выраженной
умственной
отсталостью,
10% больных
имеют
умеренную
умственную
отсталость
и способны
приобретать
несложные
практические
навыки; 85%
больных
имеют
легкую
умственную
отсталость
и способны к
обучению в
первых
классах
обычной
школы или во
вспомогательной
школе.