ПСИХИАТРИЯ

             ЧАСТНАЯ ПСИХИАТРИЯ

             ОЛИГОФРЕНИИ                

СТЕПЕНИ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Различают три степени олигофрении: идиотию, имбецильность и дебильность.
                Идиотия – наиболее глубокая степень умственного недоразвития. Характеризуется полным отсутствием речи. Больные издают нечленораздельные звуки, не способны адекватно реагировать на окружающее, неопрятны в постели. Эмоциональные реакции их крайне примитивны. Больные эпизодически совершают импульсивные хаотичные или стереотипные движения, склонны к гневливым вспышкам, немотивированным поступкам, смеху. Такие дети рождаются, как правило, с тяжелыми физическими дефектами. Из-за слабоумия они не могут ориентироваться в окружающей среде, не узнают своих родителей, не проявляют к ним никакого интереса.
                Различают две формы идиотии: эретическую и торпидную. Олигофрены с эретической идиотией постоянно возбуждены, расторможены, агрессивны, кричат. При торпидной форме они, наоборот, заторможены, почти все время спят, на внешние раздражители реагируют вяло, пассивно. Попытки обучить больного идиотией каким-либо навыкам безуспешны.
                Имбецильность – средняя степень умственного недоразвития. При этой форме речь развита, но слабо; мышление скудное, запас слов колеблется от нескольких десятков до 200-300. Суждения больного отличаются примитивностью и конкретностью. В лучшем случае имбецилы способны научиться считать в пределах единичных чисел. Они могут приобрести определенные практические навыки – мыть посуду, убрать в квартире, стирать, самостоятельно есть, одеваться, но делают это неряшливо, при неоднократных напоминаниях, путают, например, правую и левую стороны, неправильно застегивают пуговицы. Движения их однообразны. Изменение окружающей обстановки вызывает у имбецилов растерянность и беспомощность. Но эмоционально они развиты больше, чем идиоты. Имбецилы узнают своих родных, проявляют к ним привязанность, могут переживать радость, гнев, обиду, страх, иногда склонны к асоциальным поступкам, агрессивны по отношению к людям, к более слабым физически детям, родственникам.
                Дебильность – легкая степень олигофрении. Дебилы обладают достаточным запасом слов, способны окончить вспомогательную школу или первые классы начальной, могут научиться читать, писать. Однако у них преобладает конкретное, стереотипное, малопродуктивное мышление; абстрактное развито плохо, что особенно проявляется при объяснении ими иносказательного смысла пословиц, обобщении понятий, при отграничении главного от второстепенного. Однако в отличии от имбецилов речь дебилов довольно высоко развита. Они могут вести самостоятельный образ жизни, получить определенную профессиональную подготовку, иметь семью. В некоторых случаях недостаток интеллекта  у дебилов компенсируется механическими запоминаниями, упрямством и склонностью к слепому подражанию. В связи со снижением критических способностей у них нередко наблюдается нелепая и непоколебимая патологическая убежденность, болезненная настойчивость, приводящая, как правило, к сутяжничеству и кверулянству.
                В практической психиатрии в зависимости от уровня интеллектуального недоразвития различают выраженную, среднюю и легкую дебильность. Последняя находится на границе нормального интеллекта, и для ее установления необходим большой опыт, высокая квалификация врача.
                Еще большие сложности возникают в случае диагностики так называемого слабоумия. Это самая легкая степень интеллектуальной недостаточности. При салонном слабоумии отмечаются однообразие, стереотипность, предвзятость в суждениях, отсутствие способности к творческому пониманию окружающих явлений, склонность к напыщенной многоречивости, рассуждению на малоизвестные темы с включением в речь непонятных выражений.
                Французские ученые Бине и Симон в начале XX в. предложили характеристику степеней умственной отсталости, положив в основу один признак – развитие речи ребенка.
                В соответствии с их утверждением (из Х. С. Залеского, 1974) «идиотом называется всякий ребенок, который не способен посредством речи общаться с себе подобными, т. е. который не может словами выразить мысль и понять мысль другого, выраженную словесно, если это псевдоафазия не объясняется ни расстройством слуха, ни расстройством органов речи и должна быть всецело приписана недостаточности умственных способностей.
                «Слабоумным (имбециликом) называется всякий ребенок, который не способен письменно общаться с себе подобными, т. е. который не может выражать свою мысль письменно и читать написанное или напечатанное или, точнее, понять то, что читает, если недостаточное приобретение этой формы языка не объясняется никаким расстройством зрения, никаким двигательным параличом руки, а должно быть всецело приписано недостаточности умственных способностей».
                «Дебильным называется всякий ребенок, который может при помощи письма и речи общаться с себе подобными, но который запаздывает на 2 или 3 года в ходе своих занятий, если это запаздывание не должно быть приписано неправильному посещению школы».
                Несмотря на то что приведенные определения несколько односторонни, они все же содержат существенные критерии для установления степени умственной отсталости. 

                                      Rambler's Top100     

Полезная информация:
Хостинг от uCoz