Врожденное
умственное
недоразвитие
на уровне
дебильности
чаще всего
приходится
дифференцировать
от других
форм
интеллектуальной
недостаточности
различного
генеза. Задержка
интеллектуального
развития
может быть
вызвана
педагогической
микросоциальной
запущенностью.
Однако в
этих
случаях
дети
инициативны
и
самостоятельны
в работе,
способны к
абстрагированию
понятий,
хорошо
усваивают
новый
материал
при
индивидуальных
занятиях с
ними.
Правильно
примененные
педагогические
приемы
обучения
своевременно
восстанавливают
у них
соответствующий
уровень
знаний.
Интеллектуальная
недостаточность
может быть и
у больных с
хроническими
соматическими
заболеваниями
(пневмония,
ревматизм,
туберкулез
и др.). Дети,
страдающие
этими
болезнями,
астенизированны,
невнимательны,
быстро
утомляются
и, как
следствие,
отстают в
развитии от
сверстников.
Но
динамическое
наблюдение
показывает,
что такие
дети
понимают
переносный
смысл
пословиц,
прочитанный
рассказ,
способны к
обобщению
понятий.
Специальные
терапевтические
и санитарно-гегиенические
мероприятия,
улучшающие
соматическое
состояние,
восстанавливают
способность
к обучению.
Кроме того,
детей
целесообразно
направлять
в
оздоровительные
лагеря,
лесные
загородные
школы,
санатории,
предоставлять
им
дополнительный
отдых.
Частичная
задержка интеллектуального
развития
иногда
отмечается
у детей с
дефектами
речи.
Посещение
специальных
школ, где
одновременно
проводится
и
логопедическое
обучение,
способствует
лучшему
усвоению
программы.
При
дефектах
речи дети
обычно
отстают
лишь по
чтению или
письму.
Адекватное
развитие
других
психических
функций (памяти,
внимания,
мышления)
указывает
на
отсутствие
у них
олигофрении.