Сексуальные отклонения по способу реализации сексуальных действий

  • Садизм. Термин садизм ввел Крафт-Эбинг. Происходит он от фамилии французского маркиза де Сад, который в своих литературных произведениях описал много разновидностей садизма, свойственных ему самому.  

Садизм заключается в том, что сексуальное наслаждение возникает в сексуальной ситуации, связанной с доминированием и безусловным подчинением партнера. Это – потребность полного господства над другим человеком, овладения им и подчинения его в такой значительной мере, что ему можно даже причинять боль и унижение. Контекст сексуальной ситуации, в которой партнер – в соответствии с волей садиста – испытывает унижение и боль, подтверждающий власть и господство девианта над своим партнером, вызывает особенно выраженное сексуальное возбуждение и наслаждение. Сексуальное возбуждение обусловливает особое наслаждение в связи с сознанием неограниченной власти над партнером, который даже в сексуальных ситуациях должен вести себя только так, как ему приказывает девиант. В этом смысле сексуальный акт такого рода может быть даже лишен элементов унижения и физической боли в отношении партнера, а также может доставлять ему величайшее истинное наслаждение (причем партнеру, не проявляющему явных мазохистских наклонностей), однако партнер вынужден вести себя при этом только так, как ему указывает его партнер-садист, что уже доставляет наслаждение последнему.

Раньше садизм отождествляли с сексуальным наслаждением, возникающем при причинении боли, а в разговорной речи садизм идентифицировали с агрессивностью и жестокостью. При этом не принимали во внимание тот факт, что это является лишь частью более широкого синдрома, в котором сексуальная потребность неразрывно связана с потребностью властвовать, доминировать. Особый акцент делался на связь боли с сексуальным наслаждением, что отразилось в названии алголагния, как синоним садизма (от греческих слов «алгос» - боль и «лагнея» - сладострастие). Однако это название является недостаточно точным, поскольку сама по себе боль, испытываемая партнером в сексуальной ситуации, но без садистского контекста властвования над ним, не вызывает сексуального наслаждения у человека, проявляющего садистские наклонности. Точно так же и у человека с признаками мазохизма физическая боль как таковая не вызывает чувства наслаждения, она играет эту роль лишь тогда, когда ощущение боли и чувство унижения являются высшим выражением подчинения партнеру: преданности ему, предоставления ему своего тела в его полное распоряжение и выполнение всех его приказаний.

Садизм и мазохизм представляют собой девиации, дополняющие друг друга. Они являются выражением биполярности человека, соотносятся друг с другом как негатив и позитив одной и той же фотографии, в связи с чем многие авторы описывают оба эти понятия под одним название – садомазохизм. В этом смысле садистские и мазохистские наклонности не только не исключают партнерства, но и способствуют укреплению партнерской связи в случае удачного подбора партнерской пары, в которой у одного партнера преобладают садистские наклонности, а у другого – мазохистские. Функционирование партнерства зависит также от степени выраженности девиантных наклонностей. До тех пор пока эти наклонности являются обоюдно приемлемыми и усиливают сексуальное возбуждение и наслаждение, они укрепляют партнерские связи. Однако если выраженность садистских наклонностей усиливается и они будут проявляться в то же время причинением физической боли или унижения, превышающих возможности оргастического переживания их мазохистом, это может стать фактором, резко нарушающим эмоциональную стабильность партнерского союза. Многое свидетельствует о том, что в случае благоприятного партнерского подбора садомазохизм может иметь больше положительных черт, чем отрицательных для развития партнерской пары и для формирования глубоких межличностных связей, несмотря на то, что эта связь носит другой характер, чем определенная в рамках нашей культуры как человеческая любовь (любовь к ближнему, братская любовь). В то же время существуют определенные, пока еще не выясненные, связи между садомазохизмом и эмоциональным процессом, определяемым как эротическая любовь. Возможно, что психические страдания в определенной мере способствуют повышению интенсивности эротической любви, страсти и наслаждения, связанных с любимым человеком. В этом плане страдание становится атрибутом эротической любви, контрастом по отношению к наслаждению, усиливающим его.

Садизм и мазохизм представляют собой основные сексуальные проявления, которые выступают в каждом периоде развития и в каждом возрасте человека. Тесные связи сексуальных переживаний с садомазохистическими переживаниями позволяют человеку достигать наслаждения вместе с удовлетворением потребности во власти и доминировании посредством соответствующего стиля сексуальной жизни. Это делает сексуальные переживания тем более глубокими и страстными, чем меньше у человека возможностей удовлетворять потребность во власти при внесексуальных социальных контактах и в других межчеловеческих сообществах, из чего следует, что эти возможности ограничиваются  сферой сексуальности и связываются с личностью конкретного партнера. В этом смысле садизм и мазохизм можно рассматривать как основные движущие силы, которые (наряду с сексуальной потребностью) лежат в основе взаимного влечения и дополнения людей друг другом. Они способствуют созданию и углублению межчеловеческих связей в случае благоприятного подбора партнеров и при условии непревышения  соответствующей степени выраженности садомазохистических наклонностей – и фактически независимо от различия пола между партнерами. Таким образом, существуют два механизма, которые в основном сближают людей: сексуальная потребность, влекущая взаимно мужчину и женщину (или при наличии гомосексуальных наклонностей двух людей одного пола), и потребность в доминировании, лидерстве, власти (а также в покорности и подчинении), которая привлекает людей друг к другу по принципу комплиментарности, но уже независимо от пола.

Садомазохизм, не считая крайних проявлений вроде убийства на фоне сладострастных переживаний ли самоубийства на этой же основе, является наиболее распространенной сексуальной девиацией, а в незначительной степени проявляется у всех людей. Таким образом, с точки зрения антропологии, это представляется нормальным явлением, играющим определенную роль как в индивидуальной жизни человека, так и в культурной жизни человечества.

Убийство с целью получения сладострастных переживаний является крайним проявлением садизма. Наслаждение и сексуальное удовлетворение достигаются убийством жертвы, что является крайним выражением исполнения над ним полной власти. На основе исследования биографий и структуры личности 16 лиц, совершивших убийство по сексуальным мотивам, а также с помощью психодинамически ориентированной интерпретации в соответствии с психоаналитической моделью можно выделить две группы убийств:

1.      Для этой группы убийство является выражением садистской перверсии. Такие преступления совершаются обычно вне состояния аффекта и без каких-либо «переговоров» с жертвой. Они осуществляются как ритуальная процедура, а убийство предопределено и запланировано в воображении. С психодинамической точки зрения такие убийства являются следствием устранения «защитной структуры». При этом ликвидируется граница между архаически-магическим миром перверсии и социальной действительностью. Такие случаи являются редкостью среди убийств по сексуальным мотивам.

2.      Для этой группы, значительно более многочисленной, характерны убийства, являющиеся деструктивными актами, которые представляют собой выражение несдерживаемой, неконтролируемой агрессии, а также эмоциональных вспышек при различных обстоятельствах.

Психическая структура обеих групп убийц различна. Личность убийцы из второй группы обычно состоит на границе нормы, в то время как садисты из первой группы испытывают меньше затруднений в плане приспособления и контролирования своих импульсов, поскольку специфический «защитный характер» перверсии выполняет у них стабилизирующую функцию.

Среди многообразных сексуальных действий, в основе которых лежат садистские наклонности в сочетании с другими девиантными нарушениями, следует рассмотреть следующее:

-   Сексуальный вампмризм. Это разновидность садизма, сочетающегося с фетишизмом, при которой роль фетиша играет кровь сексуального партнера. Сексуальное наслаждение доставляет царапанье или укусы, причиняемые партнеру, а также вид или вкус его крови. В крайних своих проявлениях вампиризм может приобретать форму убийства с целью получения максимального наслаждения, расчленения тела, питья крови и поедания тела партнера. В криминалистике обычно вампирами считают убийц, которые пьют кровь своих жертв или любят смотреть на текущую кровь, а также преступников, оскверняющих трупы на кладбищах.

-   Флагелляция (флагелломания, диппольдизм) также является разновидностью садизма, которая проявляется самобичеванием с целью получения сексуального наслаждения. Если бичевание входит в рамки воспитательных мероприятий, то его называют диппольдизмом, или воспитательным садизмом (по фамилии Диппольда, студента, который в качестве домашнего учителя по сексуальным мотивам применял столь жестокое избиение, что довел до смерти своего воспитанника).

-   Салиромания.Это разновидность садизма, сочетающегося с фетишизмом, при которой сексуальное возбуждение, наслаждение и удовлетворение достигаются при марании людей чернилами, сажей, мочой, калом и т. п.  Разновидностью салиромании являются поллюционизм, заключающийся в обмазывании одежды женщины семенной жидкостью. Еще одной разновидностью салиромании являются укалывание женщины (в грудь, половые органы, ягодицы и т. д.) различными инструментами, что вызывает «загрязнение» этих частей тела кровью.

Садистские наклонности, часто неосознаваемые, могут лежать в основе задержки семяизвержения или его отсутствия при половом сношении, если женщина не хочет удовлетворить наклонности садиста. Последствиями проявления садистских наклонностей может быть полный отказ от половых сношений или холодное, безэмоциональное наблюдение за протеканием сексуального возбуждения у женщины, особенно оргазма.

  • Мазохизм заключается в достижении сексуального наслаждения в ситуациях, связанных с полной подчиненностью и покорностью по отношению к сексуальному партнеру (пассивная алголагния, пассивизм, пассиофилия). Это – потребность в покорности и подчинении другому человеку ценой утраты индивидуальности и ограничения своей свободы. Подчинение воле другого человека сопровождается тем, что причиняемая им физическая боль, оскорбление или унижение доставляют сексуальное наслаждение. Вне контекста полной подчиненности и покорности как унижение, так и физическая боль воспринимаются  этими людьми как неприятные переживания (так же как и обычными людьми, не имеющими сексуальных девиаций), в связи с чем мазохист стремится избежать их или по крайней мере сознательно их не провоцирует. При мазохизме степень сексуальной зависимости от партнера является максимально выраженной. Эта зависимость может проявляться тем, что человек идет на любые жертвы, чтобы только не потерять сексуального партнера, который доставляет тем большее сексуальное наслаждение, чем больше доминирует, т. е. мучает мазохиста.

Мазохистские проявления могут быть весьма разнообразными, но преимущественно они осуществляются в тесном соответствии с определенным сценарием, согласованным между партнерами, причем любое отклонение от него воспринимается партнером-мазохистом крайне неохотно и вызывает его оживленные протесты. В связи с этим подобные действия в сфере сексуальности носят ритуальный характер, а мазохист получает наслаждение не только в связи с ситуацией, ожидаемой в соответствии со «сценарием». Таким образом, это своего рода игра, а которой существуют четко разделенные роли и сценарий, а элементы вымысла перемешаны с реальными, однако искусственность и надуманность ситуации, несмотря на то что она сопровождается ярко выраженными эмоциями, всегда ясно осознается партнерами. Роли при этом могут быть весьма разнообразными. Мазохисты особенно предпочитают такие ситуации, когда женщина представляется суровой госпожой, которой они рабски подчиняются. Такая женщина предварительно должна помучить партнера, прежде чем позволить ему добиться сексуального удовлетворения. Формы «мучительства» также могут быть весьма разнообразными. Чаще всего они связаны с метаморфизмом, проявляющимся в том, что мазохист в своем воображении и в поведении исполняет определенную роль: слуги (пажизм), невольника (сервилизм), животного (так называемая зоомимическая форма, при которой, например, надевается ошейник, если изображается собака, ездят верхом, если изображается конь и т.д.). Мазохистские действия могут также основываться  на копро- и уролагнических поступках, которые выполняются по приказанию «госпожи», на изображении ребенка или пажа, которая гордая госпожа «порицает», на сочинение писем с выражением преданности «госпоже». Мазохистские действия аутоэротического порядка заключаются в переживании воображаемой ситуации мучительства со стороны воображаемого партнера. Подобные поступки обнаруживаются, как правило, крайне редко, чаще всего случайно, в частности, в тех случаях, когда может наступить неожиданная, непредвиденная смерть от нанесенных ран, повешение, удушение и т. п., что, однако, необходимо дифференцировать от самоубийства.

Мазохизм является гораздо менее социально опасным, чем садизм, поскольку мазохист никогда не нападает на других людей и не становится убийцей. Он может стать невыносимым из-за провоцирования напряженности и конфликтных ситуаций или быть всем в тягость из-за постоянной угрозы самоповреждений. Психоаналитики рассматривают мазохизм как своего рода садизм, направленный на собственную личность. Это разновидность точки зрения, согласно которой любая агрессия включает отчасти садистский компонент, который имеет сексуальный характер. Мазохизм является скорее всего противопололоженностью садизма, из которого он возникает вследствие углубления чувства вины, стыда и страха, которые связаны со сферой сексуальности. Этим, например, объясняется желание некоторых женщин (проявляющееся в фантазиях или сновидениях) быть изнасилованными, поскольку насилие снимает чувство вины. Некоторые криминалисты подчеркивают, что мазохистские наклонности женщины могут стать причиной ее зависимости от преступника. Некоторые типы опасных преступников, вероятно, представляют для некоторых женщин особенно сильный интерес, поскольку такие женщины именно так представляют себе исключительно мужской, жестокий тип человека, соответствующего их идеалу, с которым они клянутся себе пережить нечто исключительное в сексуальной ситуации.

-   Танатофилия (танатомания) является также разновидностью мазохизма, заключающейся во влюбленности в тематику, связанную со смертью. Сексуальное возбуждение и наслаждение достигаются посредством фантазий на тему собственной смерти, которая у всех вызовет сожаление и отчаяние. Это находит выражение в инсценировке собственных похорон, укладывании в гроб. В исключительных случаях подобная игра может основываться  на ситуации, которая действительно может угрожать смертью.

  • Эксгибиционизм (самообнажение) представляет собой сексуальное отклонение, основанное на показывании (демонстрации) собственных половых органов незнакомым лицам и вне контекста, связанного с приготовлением к половому акту  с целью получения сексуального удовлетворения.

Большинство авторов считают, что эксгибиционизм, как сексуальная девиация, основанная на демонстрации половых органов (обычно только полового члена) с целью достижения полового удовлетворения, встречается исключительно у мужчин. Эксгибиционизм, наблюдающийся  в сексуальных играх, а также в играх детей, имеет другие основу, цель и значение. При этом у взрослых он пробуждает сексуальность, а у детей он имеет совершенно другую направленность. Это продолжается до появления чувства стыда в отношении сексуальности, после чего акты эксгибиционизма уже приобретают черты девиации, хотя и не имеют все-таки характера  «принуждения», отличающего истинный эксгибиционизм. Некоторые авторы придерживаются мнения, что эксгибиционизм имеет место и у женщин, хотя он приобретает другие формы. Женщины демонстрируют половые органы крайне редко, однако встречаются профессиональные исполнительницы стриптиза, которые при исполнении своего номера проявляют не только свои артистические способности, но нередко достигают и сексуальной разрядки, вплоть до переживания оргазма. Кроме того, у женщин наблюдается также тенденция к обнажению других частей тела, например груди, хотя различные авторы не могут прийти к единому мнению относительно причисления таких актов к явлениям эксгибиционизма.

Субъективная мотивитация эксгибиционизма является довольно сложной и амбивалентной по отношению к женщине, «партнерству» и коммуникации путем обнажения половых органов. Целью эксгибиционизма является добиться испуга у женщины не в такой мере, чтобы она убежала, но чтобы ее страх граничил с любопытством и удивлением, которые заставили бы ее наблюдать эксгибиционистский акт. И чем в большей  степени женщина проявляет заинтересованность, любопытство, смешанные с испугом, тем большее наслаждение получает эксгибиционист. Скрытым желанием его является также вызывание сексуального возбуждения у женщины и переживаний, которые она будет долго еще вспоминать с выраженным эмоциональным напряжением. Некоторые эксгибиционисты надеются также на то, что женщина будет испытывать столь выраженное сексуальное возбуждение, что не сможет отказать в желании осуществить совместные сексуальные действия; т. е. он своеобразным способом вербует себе сексуального партнера. Однако так бывает исключительно редко, учитывая несексуальный предшествующий этому контекст (как правило, женщина, столкнувшаяся с эксгибиционистом, занята совсем другими мыслями и проблемами), довольно низкую готовность к немедленным сексуальным реакциям у женщин, а также тормозящее влияние страха перед возможной агрессией со стороны мужчины. Однако относительно страха, возникающего у женщины при наблюдении акта эксгибиционизма, мнения различных авторов расходятся. Некоторые считают, что страх, ужас и бегство женщины являются страстно желаемыми эксгибиционистом реакциями, поскольку они позволяют ему усилить переживание своей силы и преимущества. Возможно, это связано с архаичными представлениями о том, что демонстрация обнаженных половых органов отпугивает злых духов. Другие авторы предполагают, что в эксгибиционистском акте испуг женщины вовсе не обусловлен опасением символической силы фаллоса, а вызван боязнью реальной агрессии со стороны эксгибициониста.

Некоторые авторы подчеркивают, что целью эксгибиционистского акта является вовсе не стремление установить связь с партнершей, а желание испытать анонимную власть фаллоса, выражающуюся в преодолении стыда и связанным с этим состоянием эмоционального напряжения ,приводящим к сексуальному удовлетворению. В пользу этого свидетельствует факт, что попытки со стороны женщины нарушить анонимность эксгибициониста часто вызывает бегство последнего. В то же время проявление женщиной негодования является для эксгибициониста желанной реакцией, особенно если это негодование сочетается с элементами заинтересованности. Однако если женщина не обращает внимания на акт эксгибиционизма, реагирует равнодушно или сочувственно, не проявляя ни возбуждения, ни стыдливости, то это оказывает угнетающее действие на сексуальную напряженность эксгибициониста, который чувствует себя обманутым, разочарованным и пристыженным, причем часто в этих условиях он не завершает свои сексуальные действия оргазмом, несмотря на то, что женщина своим поведением ему в этом не препятствует. Этот факт имеет большое значение для выработки способа противодействовать эксгибиционизму в социальном масштабе.

У большинства эксгибиционистов обнажению половых органов предшествуют  продромальные явления, которые, кроме сексуального напряжения, характеризуются повышенной двигательной активностью беспокойством, раздражительностью, нетерпеливостью и комплексом различных опасений. Возникает также сознание «необходимости» исполнения эксгибиционистского акта, переживаемый как внутреннее принуждение, которому невозможно противостоять. Внешние затруднения и опасения быть задержанным лишь в крайних случаях способны предостеречь такого человека от акта эксгибиционизма и даже, наоборот, возможно, что именно опасность и связанный с нею страх играют роль дополнительных стимулов. В этом аспекте акт эксгибиционизма заключает в себе определенные элементы мазохизма и одновременно свидетельствует о некотором психогенном сужении поля сознания и нарушения способности руководить своими поступками.

Акт эксгибиционизма не является выражением нарушенной сексуальности, а лишь отражает нарушение личности, проявляющееся в сфере сексуальности в форме, нарушающей социально ограничительные нормы. В большинстве случаев эксгибиционисты бывают людьми робкими, малоактивными, их характеризует чувство собственной неполноценности и затруднения в установлении контактов с людьми.

Социальный ущерб актов эксгибиционизма обусловливается реакцией «зрителя». Акт эксгибиционизма следует квалифицировать не столько как преступное поведение, сколько как оскорбляющее.

-   Кандаулезизм представляет собой разновидность эксгибиционизма, сочетающегося с мазохизмом. Кандаулезизм основан на достижении сексуального возбуждения и наслаждения при демонстрации обнаженной жены или партнерши (с которым мужчина связан глубокими эмоциональными связями) другим мужчинам без ее ведома, с ее согласия или с ее вынужденного согласия. Название происходит от имени Кандаулеса, который показывал Гигесу свою обнаженную спящую жену. При кандаулезизме проявляется тот же механизм, что и при эксгибиционизме, с той лишь разницей, что вместо фаллоса при этом демонстрируется нечто наиболее собственное (особенно в случае фетишизации красивого тела), к тому же не посторонним лицам, а знакомым или сотрудникам. Определенную роль при этом играет также мазохистический компонент самоистязания.

-   Фроттаж (фроттеризм) также является разновидностью эксгибиционизма, заключающейся в достижении сексуального возбуждения и наслаждения посредством прикосновения половым членом к различным частям тела женщины или трения об них, используя для этого тесноту и многолюдность общественных мест, например, в транспорте. Чаще всего эти лица совершают девиантные действия скрытно, но в некоторых случаях может произойти семяизвержение и попадание семени на одежду женщины.

-   Триолизм (плюрализм) является разновидностью эксгибиционизма, сочетающегося с вуайеризмом, при которой сексуальное возбуждение и наслаждение достигаются участием в половом акте, в котором принимают участие несколько человек (по меньшей мере трое, откуда и произошло название – триолизм. Триолизм представляет собой противоположность нарциссизма. Чаще всего при этом участвуют две пары, меняющиеся партнерами, либо двое мужчин осуществляют половой акт с одной женщиной и т. п. К триолизму относятся также различные формы так называемого группового секса.

  • Вуайеризм (скоптофилия, скопофилия, миксоскопия, визионизм) является сексуальным отклонением, основанным на том, что сексуальное возбуждение и наслаждение достигается путем подглядывания за людьми , совершающими сексуальные действия, или путем тайного созерцания чужих половых органов. Это своего рода противоположность эксгибиционизма, при котором наслаждение достигается при демонстрации половых органов. Кроме того, общим признаком обеих этих сексуальных девиаций является анонимность девианта и ведущая роль зрения в них.

Элементы вуайеризма в определенной мере приемлются в рамках европейской культуры (стриптиз, представления в варьете, соответствующие сцены в публичных домах и т. п.), в связи  с чем о сексуальном отклонении такого рода можно говорить лишь тогда, когда скрытое подглядывание становится основным или даже единственным способом достижения сексуального наслаждения. Скрытый характер подглядывания имеет значение по двум причинам: он создает эмоциональное напряжение, связанное с возможностью обнаружения подглядывающего, но наибольшее значение имеет сознание вторжения в интимную сферу другого человека без его согласия и ведома. Это придает всему процессу подглядывания оттенок власти над другим человеком. В связи с этим в рамках вуайеризма часто присутствует элемент садизма.

Эксаудиризм представляет собой акустический эквивалент вуайеризма. При этом сексуальное возбуждение и наслаждение достигаются в результате подслушивания звуков, воспроизводимых во время полового сношения или других сексуальных действий. При этой разновидности девиации ведущую роль играет слух.

 

  e-mail                                                                                                   

Полезная информация:
Хостинг от uCoz