Психотерапия

Психотерапия играет наиболее важную роль в сексологическом лечении. Во многих случаях она является единственной формой сексологического лечения; в других же (даже при хирургическом лечении) она используется как форма дополнительного лечения или как один из компонентов комплексного лечения.

Существуют четыре основных направления (концепции) психотерапии, которые различным образом объясняют механизм возникновения расстройств, а также механизм устранения их в ходе лечения:

1.       Интрапсихические концепции, представленные многочисленными психоаналитическими и неопсихоаналитическими направлениями. Согласно этим концепциям, основную роль в возникновении расстройств адаптации играют впечатления и переживания раннего детства, а механизмы возникновения расстройств и изменений, происходящих в ходе психотерапии, основываются на процессах, протекающих в подсознании человека;

2.      Экзистенциальные концепции (антропологические, гуманистические, феноменологические) делают акцент на осознаваемых механизмах, связанных с бытием человека;

3.      Бихевиоральные концепции обращают основное внимание на формы поведения человека под влиянием биофизической и социокультурной среды, причем основную роль играют механизмы, основанные на различных способах научения;

4.      Концепция «взаимодействия» основное внимание уделяет не процессам, происходящим в каждом индивидууме, а процессам взаимодействия (коммуникации) между людьми.

В развитии методов психотерапии можно отметить постепенно уменьшающуюся роль индивидуальной психотерапии, особенно методов, основанных на выяснении эмоциональных проблем человека. В то же время увеличивается роль групповой психотерапии, нацеленной на оптимизацию развития человека, а также на усовершенствование межчеловеческих коммуникаций. Развитие способностей устанавливать контакты и создавать межчеловеческие связи имеет большое значение для профилактики и лечения сексуальных расстройств.


Индивидуальная психотерапия

Методы рациональной психотерапии имеют широкое применение в сексологии, в основном в связи с низким уровнем сексологических знаний и сексуальной культуры среди населения. Механизм воздействия заключается в привлечении разума, рассудка человека, его способностей к логическому, критическому мышлению. Это метод разъяснения и поучения, изменения ориентации и психагогики. Объясняются основы физиологии и психогигиены сексуальности, а также основы совместной сексуальной жизни, включая информацию о «технике» полового акта; корригируются неправильные суждения и предрассудки, связанные с сексуальной активностью и запросами человека противоположного пола; поддерживается уверенность пациента в самом себе, снижает уровень опасений, совместно с пациентом выбирают ориентацию его поведения в процессе лечения. Во многих случаях пациенту объясняют механизм развития сексуального расстройства и совместно с ним зарабатывают принципы его поведения, нацеленные на оптимизацию условий дальнейшего лечения. Методы рациональной психотерапии во многих случаях являются предваряющими другие, более сложные психотерапевтические методы

В случаях сексуальных расстройств, не поддающихся излечению или улучшению, при наличии некоторых сложных партнерских проблем, которые не могут быть решены или «модифицированы» часто применяют методику т. н. реориентации. Она направлена на изменение иерархии ценностей человека таким образом, чтобы свести до минимума страдания, связанные с имеющимся расстройством, максимально адаптировать пациента к жизни в обществе и к совместной жизни с партнером, несмотря на имеющееся нарушение. Но при этом речь не идет о своеобразном «осчастливливании» человека на основе бегства от проблем, а скорее об указании ему истинных, достойных и важных целей жизни, которые повышают шансы на дальнейшее развитие личности. Таким образом, это не реориентация в сторону философии бегства, так как «эта философия является правдой».

Основными психотерапевтическими механизмами в методах суггестивной психотерапии являются способность врача оказывать суггестивное воздействие и способность пациента воспринимать суггестию. Она представляет собой раздражители, исходящие от личности врача (слова, взгляды, жесты и т.п.) и воспринимаемые пациентом без их осмысливания и критической оценки. Чем меньше выражена критическая установка в отношении суггестии, тем больше сила ее воздействия. Суггестия оказывает влияние на психическую динамику, взгляды и установки, а также на физиологические реакции и формы поведения. В практике используют методики открытой и скрытой суггестии. При скрытой суггестии часто дополнительно применяют какое-либо безвредное фармакологическое средство, вызывающее определенные физиологические изменения в организме (например, гиперемию кожи, чувство тепла и т. п.), или плацебо, используемое для подкрепления словесного внушения.

Одной из разновидностей психотерапии является аутосуггестия. Она основана на воздействии собственных представлений на физиологические реакции в организме, целью ее является расслабление, успокоение и самообладание.

К методам суггестивной психотерапии относится также гипноз.

Психоаналитические методы предполагают проникновение человека в процессы, происходящие в подсознании, а также в подсознательные мотивации и конфликты. Они основываются  на том, что осознание человеком своих подавленных (вытесненных), как правило, инфантильных сексуальных желаний освобождает его от напряженности и делает способным к установлению новой иерархии ценностей. Психоанализ направлен не только на устранение расстройств, он делает возможным развитие человека, что, в частности, означает приобретение независимости и спонтанности чувств, способности принимать решения и нести ответственность за их последствия. Возможности правильного развития человека в значительной мере зависят от способности к эмоциональному участию в различных сферах социальной жизни, а в особенности – от способности к подлинной любви к другому человеку.

Тренинговые методики получают все более широкое признание и все чаще применяются в лечении сексологических расстройств. Теоретической  основой этих методик является теория научения и теория условных рефлексов, в соответствии с которыми расстройства можно рассматривать как заученные привычные формы поведения, нарушающие адаптацию, или как зафиксированные стереотипы патологических условных рефлексов. Тренинговые методики основаны на обучении новым, правильным, желательным реакциям и формам поведения или на отучении от нежелательных форм поведения, нарушающих нормальное функционирование человека в сфере сексуальности.

К началу странички   


Групповая психотерапия

Групповая психотерапия находит все большее признание и распространение в сексологическом лечении. Ее применяют с возрастающим успехом не только для лечения сексуальных дисфункций и девиаций, а прежде всего при различных первичных или вторичных нарушениях способности к установлению контактов и созданию межчеловеческих связей. Групповая психотерапия использует динамические процессы в группе, прежде всего между самими пациентами и в меньшей степени – между пациентами и врачами. Ее следует отличать от психотерапии в группе пациентов, при которой определенный метод лечения (индивидуальной психотерапии) применяется по отношению к нескольким лицам. Этот метод, чаще всего основанный на разъяснении и научении, обычно используется как метод, предваряющий основное лечение.  

К началу странички


Интегрированная психотерапия

В сексологическом лечении чаще всего применяют сочетание различных методов психотерапии, нередко подкрепляемых дополнительными средствами (фармакологические средства, зеркала, используемые с психотерапевтическими целями и т. п.). Интегрированная психотерапия часто используется в виде так называемых лечебных программ.

Предлагаем программу Мастера и Джонсон., целью которой является лечение партнерской пары, рассматриваемой как «пациент», двумя врачами – мужчиной и женщиной. Лечение направлено на модификацию индивидуальных вариантов сексуального поведения, развитие подлинной, адекватной взаимосвязи между партнерами.

Лечение включает предварительную беседу, четырехдневную общую терапию, а также специальные мероприятия, направленные на устранение конкретного сексуального расстройства.

В предварительной беседе партнерам гарантируется анонимность, их знакомят с принципами лечения и предупреждают о необходимости выполнять все лечебные рекомендации. Четырехдневная общая терапия заключается в следующем:

В 1-й день врач одноименного пола собирает анамнез, причем уже на этом этапе лечения он выполняет функцию «катализатора», способствующего пониманию партнерами причин сексуального расстройства и установлению искренней, адекватной коммуникации между партнерами.

На 2-й день анамнез собирает врач противоположного пола, который уточняет подробности и устраняет неясности, обсуждает мотивы лечения, выясняет, чего пациент ждет в результате лечения от своего партнера.

На 3-й день проводится физикальное  и лабораторное обследование, после чего устраивается совместная беседа врачей и пациентов. С помощью «зеркала» врачи разъясняют партнерам их ошибки, предрассудки, страх, а также те особенности взаимоотношений, которые способствовали развитию сексуальных расстройств. Пациенты уясняют себе механизмы, лежащие в основе нарушений, и получают рекомендации для упражнений в пределах «эмоционального очага».

На 4-й день контролируется выполнение упражнений, устанавливается система сигналов между партнерами, а также рекомендуется максимально искренняя и «исчерпывающая» вербальная коммуникация между партнерами.

Начиная с 5-го дня лечение сосредотачивается на собственно сексуальных расстройствах партнеров. При ускоренном семяизвержении используют методику сдавливания  головки полового члена. При расстройствах эрекции у мужчины терапия направлена на устранение чувства страха перед появлением расстройства, а также на устранение роли наблюдателя полового акта. После упражнений в пределах «эмоционального очага» женщина применяет мануальную технику «teasing», заключающуюся в стимуляции рукой полового члена до появления эрекции (но не эякуляции), после чего прекращает стимуляцию, а с исчезновением эрекции вновь ее возобновляет. Это упражнение продолжается около получаса и преследует цель придать уверенность мужчине в том, что эрекции у него могут появляться вследствие стимуляции. Затем применяется коитальная техника «teasing», заключающаяся в том, что женщина в положении сидя сверху стимулирует половой член, а после достижения эрекции вводит его во влагалище.  После упражнения в пределах «эмоционального очага» мужчина мануально стимулирует половые органы и эрогенные зоны женщины; женщина ведет руку мужчины, причем в этой фазе ласки не должны быть направлены на достижение оргазма. Затем женщина в положении сидя сверху использует половой член как «инструмент» , а мужчина следит за тем, чтобы не исчезла эрекция и не наступила эякуляция. Продолжительная стимуляция такого рода способствует достижению женщиной оргазма.

Существует много модификаций данной программы. Недостатком программы является  излишняя «технизация», направленная лишь на устранение сексуальных расстройств, в то время как в партнерстве чаще всего есть ряд дополнительных проблем, игнорирование которых во время лечения создает угрозу рецидива расстройства в той или иной мере; поэтому данный метод применяют, как правило, в сочетании с терапией, направленной на нормализацию партнерских связей.

Техника терапевтической мастурбации. Мастурбация играет заметную роль в терапии нарушений оргазма у женщины. Особое значение она приобретает при лечении женщин, которые еще ни разу не переживали оргазм, т. е. с диагнозом первичной аноргазмии. Программа лечения обычно включает 9 последовательных этапов с интервалом в одну неделю.

1)      Тщательное ознакомление со своим телом (прикосновения, рассматривание в зеркале), формирование «естественной» установки в отношении своего тела, тренировка мышц влагалища;

2)      Прикосновение к половым органам, но не обязательно с целью вызвать сексуальное возбуждение;

3)      Тренинг путем прикосновения к половым органам направлен на установление эрогенных зон, стимуляция которых вызывает приятные ощущения;

4)      Концентрирование на стимуляции половых органов и участков тела, раздражение которых вызывает максимальное сексуальное возбуждение и оргазм;

5)      Если на предыдущем этапе не удалось достигнуть оргазма, то рекомендуется продолжить (в течение до 45 мин) и интенсифицировать мастурбацию до момента переживания «чего-то еще не испытанного ранее; или выраженной усталости;

6)      Если на предыдущем этапе не было переживания оргазма, то рекомендуется стимуляция вибратором, а также имитация переживания оргазма неартикулированными криками и т. п., если возникает подозрение, что женщина стыдится или боится «непристойной» утраты самоконтроля со спазмами мышц и т. п.;

7)      После достижения оргазма женщине рекомендуется воспроизвести его в присутствии мужа, что приводит к десенсибилизации торможения, препятствующего возникновению сексуального возбуждения и оргазма в его присутствии;

8)      На этом этапе лечения муж должен выявить наиболее эффективный способ стимуляции жены и вызвать у нее оргазм;

9)      На заключительном этапе происходит половое сношение с дополнительной мануальной стимуляцией, что обеспечивает наступление оргазма у женщины.

Этот метод лечения, имея большие перспективы, в то же время вызывает серьезные возражения. Создается впечатление, что авторы слишком мало внимания уделяют установкам женщины (а также ее мужа) в отношении сексуальности в целом, а в отношении мастурбации особенно. В любом случае до перестройки этих установок и до появления уверенности в положительном отношении обоих партнеров к мастурбации она может не только привести к желаемым результатам, но стать сильной ятрогенной травмой, вызывающей интрапсихические и партнерские конфликты.

Эмоциональный тренинг. Различные методы психотерапии оказывают положительное влияние на повышение интенсивности эмоциональных реакций в случаях, когда патогенным фактором является чувство страха. Однако при блокировании эмоциональных реакций, обусловленных  не чувством страха или стыда, а отвращением и ненавистью, применение этих методов не дает результатов. Большинство методов психотерапии направлено на устранение отрицательных эмоций, а не на развитие положительных.

Эмоциональный тренинг сводится к следующему: пациента просят вспомнить ситуации,  которой он отмечал сильные положительные эмоции, и подробно их описать. Это описание используется затем для гипнотического внушения с рекомендацией снова испытать эти сильные чувства. Одновременно подключается нейтральный раздражитель (например, цветная лампа) и проводится постгипнотическое внушение о переживании этих эмоций при каждом включении цветной лампы. После нескольких таких сеансов уже только включение лампы вызывает состояние переживания сильных положительных эмоций.

Эмоциональный тренинг можно применять параллельно с другими формами психотерапии, начиная с момента, когда пациент, проходящий курс лечения по поводу сексуальной дисфункции, перестает испытывать чувство страха, исчезающего в ходе десенсибилизационного лечения.

 

      e-mail                                                                                            

Полезная информация:
Хостинг от uCoz