В
соответствии с экологической моделью
проявления сексуальности являются
вектором процессов научения и всего
комплекса биофизиологических процессов,
происходящих в
организме. Из этой модели следует, что не
только формы сексуального поведения, но
и мотивация и само сексуальное влечение
зависят от биологических,
психосоциальных и культурных факторов.
Кроме различных способов научения (идентификация,
подражание, импринтинг и т. д.), на
формирование различных по своей сущности
реакций и форм сексуального поведения
влияет вся личность человека, особенно
степень его развития и зрелости. Большую
роль играет также процесс
интернализации (усвоения) норм, взглядов
и особенностей поведения, которые хотя и
приобретаются в процессе онтогенеза и
перенимаются от окружающих, все же со
временем перестают осознаваться как
таковые и воспринимаются личностью как
собственные. Личностные факторы Постоянное
нарастание значения субъективных
факторов для дальнейшего социального
развития человека обусловило особое
внимание к вопросам, связанным с
формированием личности. Рассматривая
это в плане онтогенеза, можно сказать,
что личность человека развивается в
условиях конкретной социальной
активности, подчиняющейся общественным
детерминантам. Степень
зрелости или незрелости личности
является одним из основных элементов,
формирующим и модифицирующим все
проявления сексуальности. Нарушения
ряда свойств личности, характеризующих
ее как незрелую, включает: ·
Регуляцию
поведения не на основе самоконтроля, а
посредством системы внешнего контроля (в
частности, это свидетельствует о низком
уровне интернализации социальных норм); ·
Слабо
выраженную способность к переживанию
чувства вины при сохраненной тенденции
к переживанию чувства стыда,
несправедливости; ·
Недостаточность
моральных качеств, проявляющуюся
отсутствием автономной и
интегрированной иерархии ценностей, а
также зависимость решений и выбора от
признаваемых авторитетов; ·
Трудность
создания положительных и устойчивых
эмоциональных связей с людьми; ·
Сильную
потребность в межличностных отношениях; ·
Невозможность
создать объективную и стабильную
картину окружающего мира и собственной
личности. Неспособность
к объективной самооценке приводит к
отсутствию стабильности поведения и к
несогласованности с действительностью
представления о самом себе, вследствие
чего нарушается один из важнейших
механизмов личности (интегрирующий и
регулирующий). Кроме того, преобладание
эгоцентрического типа регуляции
личности выражается в слишком большом
расхождении между «Я» идеальным и «Я»
реальным, в неустойчивости настроения и
концентрации всех чувств на собственной
личности. Все перечисленные выше черты
незрелой личности могут быть выражены в
различной степени и модифицировать всю
сексуальную активность человека. Сексуальное
поведение изменяется также под влиянием
стрессов, которым подвергается человек.
Стресс вызывает: ·
Нарушение
и дезорганизацию деятельности; ·
Крайне
эмоциональное поведение (человек не
владеет собой, поддается гневу, отчаянию
или ужасу), в связи с чем появляются
признаки нарушения ориентации в
окружающем, затруднение концентрации
внимания, нарушение связности мышления; ·
Снижение
контроля над собственными реакциями и
поведением; ·
Утрата
логичности в поступках; ·
Попытки
овладеть ситуацией и справиться с
задачами на основе примитивного метода
проб и ошибок; дезинтеграция активности,
несмотря на значительные усилия
организма, не приводит к желаемым
результатам. Формы
сексуального поведения являются не
изолированной функцией половых органов,
а следствием деятельности личности. Они
глубоко и тесно связаны с особенностями
характера, познавательными
способностями, волевыми решениями и
всем комплексом партнерских факторов.
Без этих связей сексуальная активность
была бы лишена колорита и глубины
индивидуальных переживаний,
превращающих ее в более широкое явление,
чем только актуальное чувство
релаксации и наслаждения. Эти
соображения заставляют задуматься над
тем, в какой мере и каким образом
структура личности влияет на
сексуальное поведение, на силу влечения,
потенции и сексуальной возбудимости, на
способность к сексуальному возбуждению
и его интенсивность, на возможность
переживать оргазм и на формирование
сексуального партнерства. Eysenck предлагает типологию
личности, в которой различия между
отдельными типами основаны на
особенностях, коррелирующих между собой.
Лица, относящиеся к типу «Э» (от «экстраверсия»),
характеризуются общительностью,
импульсивностью, активностью,
беззаботностью, радостным настроением и
уравновешенностью в жизни. У них всегда
много друзей противоположного пола, они
рано начинают половую жизнь, легко, без
внутренних конфликтов находят
оправдание двойной морали, охотно
принимают участие в групповых
сексуальных развлечениях. Лица,
относящиеся к типу «Н» (от «невротизм»),
характеризуются яркой, но лабильной
эмоциональностью, легко поддаются
настроению, страдают бессоницей, нервны,
раздражительны и испытывают чувство
собственной неполноценности. У них
всегда много сексуальных проблем, они их
пугают, им трудно устанавливать
контакты с лицами противоположенного
пола, часто у них проявляются
сексуальные дисфункции (отсутствие
оргазма у женщин, эрекций у мужчин). Лица
относящиеся к типу «П» (от «психотизм»),
часто изолированы в обществе ,конфликтны,
бесчувственны по отношению к окружающим
людям и животным. Они предпочитают
сексуальность «безличную», отвергают
супружество и сексуальную абстиненцию,
враждебны как романтическим установкам,
так и общепринятым моральным взглядам и
правилам поведения. Лица
относящиеся к типу «Л» (лжецы), пытаются
представить себя лучше, чем они есть на
самом деле. В обществе они всегда хорошо
адаптируются, терпимы только к тем
формам сексуального поведения, которые
приняты в обществе. На
самом деле в чистом виде указанные выше
типы встречаются редко. У всех типов
связь между установкой в отношении
сексуальности и личностью одинакова у
обеих полов. Кроме того, существует
определенная зависимость между уровнем
андрогенов и сексуальным поведением,
характерным для личностного типа «П». Процесс обучения Процесс
обучения является основным, хотя и не
единственным, элементом, формирующим
чувство половой принадлежности, половую
роль, сексуальные предпочтения и формы
поведения, а также выраженность
сексуальной мотивации. В
соответствии с экологической моделью
сексуальности не только сексуальная
заинтересованность и формы
сексуального поведения основаны на
процессах обучения, но и выраженность
сексуальной мотивации. При этом речь
идет о фактической регуляции
интенсивности сексуального влечения, а
не только о внешних влияниях,
направленных на торможение проявлений
сексуальной активности, определяющейся
процессом социализации, т. е.
подверженностью социальной регуляции и
контролю. Согласно Schmidt
, социальная регуляция интенсивности
сексуального влечения может
осуществляться по трем направлениям: ·
Лишение
возможности обучения; ·
Увеличение
возможностей обучения; ·
Снижение
влечения с одновременным требованием
высокосексуальной активности. Таким
образом, социальная регуляция
интенсивности сексуального влечения
представляет собой спекулятивную
тройную модель контроля сексуальности,
осуществляемого обществом. Первая
модель основана на лишении возможности
обучения. Можно представить себе
общество, которое систематически и с
ранних лет лишает своих членов
возможности сексуального обучения,
вследствие чего вырастают люди с низким
уровнем сексуального влечения,
обусловленного исключительно
биологическими факторами. Следствием
подобного процесса социализации
явилось бы развитие лиц с низким уровнем
полового влечения, проявляющих низкую
сексуальную активность и минимальные
сексуальные фрустации. Вторая
модель, основана на развитии
возможностей обучения. В связи с этим
можно представить себе общество,
которое всем своим членам, начиная с
раннего возраста, систематически
представляет различные возможности
обучения, благодаря чему происходит
максимальное развитие сексуального
влечения. Это проявилось бы, в частности,
в восприятии, позитивной оценке и
рекомендации различных форм
сексуального поведения во всех
возрастных группах. Если бы
одновременно такое общество
представляло возможности для развития
сильных личностей, то создались бы
предпосылки для появления свободной
сексуальности. В соответствии с третьей моделью социальной регуляции сексуальности можно также представить общество, которое лишает своих членов возможности обучения и обусловливает тем самым низкий уровень сексуального влечения, но одновременно требует высокой сексуальной активности, пропагандируя ее как символ высокого положения и гарантии счастья. В таком обществе люди стали бы «тренировать» сексуальность, выходя за рамки испытываемого сексуального влечения. В похожей ситуации находится часть старшего поколения современного общества, представителей которого в детстве воспитывали в духе безусловного ограничения сексуального влечения и которые в настоящее время стали свидетелями сексуальной пропаганды, уже никак не согласующейся с их слабо развитым сексуальным влечением. |