ОБЩАЯ
ПСИХОПАТОЛОГИЯ ПСИХОПАТОЛОГИЧЕСКИЕ
СИМПТОМЫ НАРУШЕНИЕ
ИНТЕЛЛЕКТА
Интеллект
– это
способность
человека
успешно
применять
приобретенные
знания и
опыт в
практической
деятельности,
в частности
ставить
перед собой
задачи,
вытекающие
из реальной
действительности,
и успешно
решать их.
Нарушения
интеллектуальной
деятельности
при
различных
психических
заболеваниях
крайне
разнообразны. Известно,
что у
больных,
длительно
страдающих
шизофренией,
в некоторых
случаях
наблюдается
дефект
интеллекта,
в первую
очередь
изменение
качественной
стороны
психических
процессов.
Так, Р. О.
Серебрякова
(1971) при
психологических
исследованиях
интеллектуальной
деятельности
у больных
шизофренией
обнаружила,
что они
правильно
выполняют
трудные
задания, в то
время как с
легкими
справляются
не всегда,
решение их
сопровождают
пространными
рассуждениями,
не
позволяющими
отличать
существенные
признаки от
второстепенных.
Указанные
особенности
чаще
характерны
для больных
параноидной
формой
шизофрении. В случае
преобладания
в
клинической
картине
апатоабулического
синдрома
снижение
интеллектуальной
деятельности
проявляется
иначе:
больные для
решения
задач
применяют
лишь знания,
полученные
до болезни,
на легкие
вопросы
отвечают
правильно, а
со сложными
не
справляются,
не могут
полноценно
ответить
также на
актуальные
вопросы,
связанные с
экономической,
политической,
социальной
жизнью. У больных
с
органическими
поражениями
головного
мозга (травматическая
болезнь,
опухоли,
сосудистые
изменения и
др.)
нарушения
интеллектуальной
деятельности
сопровождаются
прогрессирующей
психической
истощаемостью,
сниженной
сенсамоторной
реактивностью,
утратой
способности
к высшим
формам
мыслительной
деятельности.
У них
отмечаются
изменение
интеллекта
как в
количественном
(значительное
увеличение
времени для
решения
задач), так и
в
качественном
(нарушения
произвольного
внимания,
произвольной
регуляции
интеллектуальной
деятельности)
отношении. Выраженные
нарушения
интеллекта
наблюдаются
у больных
эпилепсией.
Они
обусловлены
изменением
подвижности
нервных
процессов,
инертностью
психической
деятельности
и
сопровождаются
нарушением
способности
у общению,
олигофазией,
замедлением
темпа речи,
речевыми
штампами,
конкретно-ситуационным
характером
суждений. При
олигофрении
отмечаются
низкий
запас
знаний,
неспособность
к усвоению
новой
информации,
к обобщению,
к
абстрагированию,
преобладание
конкретного
мышления. Особого
внимания
заслуживает
оценка
интеллектуальной
деятельности
при
задержках
психического
развития, т. е.
при
состояниях,
занимающих
промежуточное
положение
между
дебильностью
и
интеллектуальной
нормой. В
таких
случаях
наблюдаются
запаздывание
развития
основных
психофизиологических
функций (речи,
навыков
опрятности,
самообслуживания),
незрелость,
примитивность
интересов,
слабый
самоконтроль,
неравномерность
развития
отдельных
сторон
психики.
Подобные
интеллектуальные
нарушения
обусловлены
неблагоприятными
факторами
среды и
воспитания,
поражениями
слуха,
зрения,
дефектами
речи,
отклонениями
в характере
и поведении,
длительными
астеническими
состояниями,
вызванными
хроническими
соматическими
заболеваниями. Интеллектуальный
дефект у
человека
при
задержке
его
психического
развития во
многих
случаях с
возрастом
сглаживается
вплоть до
полного
исчезновения.
Иногда же
под
влиянием
психологопедагогических
и лечебно-коррекционных
мероприятий
может
наступить
значительная
компенсация
психических
функций. В
целом
нарушение
интеллекта
наблюдается
при всех
психических
заболеваниях,
сопровождающихся
развитием
слабоумия. Различают
приобретенное
слабоумие –
деменцию и
врожденное –
олигофрению
(от гр. oligos
– малый + phren
– душа, ум).
Деменция
может быть
результатом
органического
поражения
головного
мозга (травмы,
опухоли,
атрофические
процессы),
эпилепсии,
хронических
интоксикаций
и т. д.