ОБЩАЯ
ПСИХОПАТОЛОГИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЙ
ОЧЕРК
РАЗВИТИЯ
ПСИХИАТРИИ ПСИХИАТРИЯ
СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Особое
влияние
религии на
психиатрию
проявилось
в эпоху
средневековья,
после
падения
Римской
империи,
приведшего
к упадку
древней
культуры и
науки. На
смену
научному
пониманию
природных
явлений
церковь
выдвинула
свои идеи,
настойчиво
внедряя их
во все сферы
жизни
общества.
Медицина
также
оказалась в
руках
служителей
культа.
Любые
попытки
объяснить
явления
природы с
материалистических
позиций
объявлялись
вероотступничеством,
ересью,
врачевание
жестоко
пресекалось,
врачи
строго
наказывались,
насаждались
суеверия,
вера в
загробную
жизнь, в
сверхъестественные
силы.
В
период
средневековья
психические
болезни
рассматривались
как
результат
дьявольского
наваждения,
одержимости
бесом,
вселившимся
в больного.
Симптоматика
психоза
тесно
увязывалась
с
псевдонаучными
трактатами
о
распространенности
и повадках
чертей, о
местах их
возможного
проникновения
в организм.
Представление
о
психических
болезнях
как
проявлениях
«нечистого
духа»
вызывало и
соответствующее
отношение к
больным.
Психические
расстройства
лечили
различными
религиозными
обрядами,
заклинаниями
и
изгнаниями «бесовской
силы»,
заточением
больных в
тюрьмы или
даже
сжиганием
их на костре.
Законы
церковной
инквизиции
были столь
сильны, что
ни один
прогрессивно
мыслящий
человек не
мог
высказать
мнение о
психическом
расстройстве
как о
болезни
мозга.
Всякая
попытка
противопоставить
мракобесию
естественнонаучное
понимание
сущности
заболевания
жестоко
каралась.
Вера в
дьявола
была
настолько
сильна, что
даже видные
ученые того
времени
были не в
состоянии
исключить
присутствия
его в
организме
человека.
Так,
например,
два
выдающихся
мыслителя
позднего
средневековья
М. Лютер (1483 – 1546) и
Ф. Парацельс
(1493 – 1541)
безраздельно
верили в
существование
дьявола, о
чем
свидетельствует
их
переписка.
Лютер писал
Парацельсу: «По
моему
мнению, все
умалишенные
повреждены
в рассудке
чертом. Если
же врачи
приписывают
такого рода
болезни
естественным,
то
происходит
это потому,
что они не
понимают, до
какой
степени
силен и
могуч черт».Парацельс
на это
ответил: «Дьявол
вселяется
только в
здорового и
разумного
человека, а в
душевнобольном
ему делать
нечего» (цит.
по Н. В.
Виноградову,
1963).
И
все-таки,
несмотря на
упорное
насаждение
понимания
сущности
психических
расстройств
как
результата «одержимости
бесом», «грехопадения»,
уже в период
средневековья
передовые
естествоиспытатели
и врачи
начали
высказывать
идеи о
материалистической
сущности
психической
деятельности.
Среди
великих
мыслителей
того
времени
следует
назвать
ученого-энциклопедиста
(философ,
математик,
физик,
астроном,
психолог,
поэт), автора
450 научных
трудов Абу
Али Ибн-Сина,
или
Авиценну (980 – 1037).
Он был
выдающимся
представителем
средневековой
медицины,
автором
многотомного
«Медицинского
канона»,
которому
было отдано 20
лет жизни. В
этом труде
Авиценна
высказал
мысль, что «и
душа есть
функция
мозга, и
когда в
мышлении
есть
расстройство,
то это
говорит о
том, что в
самом мозгу
есть какой-то
дефект».
Авиценна
описал
клинику и
патогенез
эпилепсии,
меланхолических
состояний,
травматических
и
сосудистых
повреждений
мозга, внес
значительный
научный
вклад в
невропатологию,
предпринял
попытку
организованного
лечения
психических
больных,
создал
первые
психиатрические
больницы.
Тем не менее
психиатрия
в период
средневековья
не получила
должного
развития.